Вид поражения сознания человека "Западок"

Эта статья — мой реферат в рамках курса Сергея Мищука “Интегративный спецкурс: Современная и народная психотерапия” при МИГИС.

Термин “западок” в язык современной психологии на постсоветском пространстве внес Шевцов А.А. По его утверждению, так называли мазыки (закрытая поднародность Владимирщины) одно из психологических поражений человека. Его основные характеристики это:

  • странность поведения, не характерная ежеминутной повседневности человека;
  • после происшествия человек помнит события, как в тумане. Это состояние в психологии назвали бы аффектом, только специфика таких аффектов в том, что они имеют довольно определенный сценарий повторения и запускаются довольно узнаваемыми похожими событиями;
  • в какой-то жизненной проблеме он не находит сил и власти над собой и является сам не свой.

С подобной проблемой работали во многих народных культурах и с учетом своих собственных наработок, характерных для региона. Чтобы теоретически объяснить суть проблемы и способ ее решения, все же стоит переключить свое восприятие на картину мира, которая свойственна народной традиции. Эта картина мира, как известно, мифологическая и читать последующий текст необходимо метафорически.

Итак, мировоззрение народа было богоцентричное: где идет снисхождение духа в материю, там род людской строит храм разума в мире хаоса. Души как оболочки, наполненные духом Всевышнего, являются его искрами в этом мире, и они своими действиями наполняют духом мир материи. Но каждая Душа, входя в этот мир, принимала свой собственный договор со Всевышним, получила свою долю его духа и “окрасила” его своим свойством. Поэтому и можно сказать, что если в конкретном месте чужим духом “запахло”, там одухотворение произошло не нами.

Теперь вспомним об устройстве человека с точки зрения народной культуры. Душа, что приходит в этот мир, в нем чужда, и ее пребывание необходимо обеспечить. Обеспечивается это нисходящей по плотности вложенных скафандров-тел матрешкой. Самая ближняя матрешка к Душе — сознание, которое по своей сути похоже на пар, которую Душа испаряет, а те знания, что запаковываются в конкретные слепочки мира, получаются образами со знаниями. Чем же таким является человек по своей сути? С точки зрения народной культуры это Дух, запакованный в ловушку чувствующей души, и заключенный через последовательность промежуточных тел в животное. Животное является частью жизни, или богини Живы, которая состоит из частичек животной души, что рассеялись по планете или матушке-богине Сырой Земле. Можно вспомнить фильм “Аватар”, который в своем сценарии содержит ноты древних культур, где Жива звется Эйвой. И когда зарождается тело, то в долг ей дается частичка “живы”, которая после смерти возвращается обратно к богине. Считалось, что животная душа, частичка богини Живы, живет в животе человека, чувствующая душа, живет в грудной клетке, как замкнутая птица, при этом есть еще душа Мудрая, что рождается в голове человека. И того человек получается трехуровневой матрешкой, в которой соединяется частичка земли и частичка неба. И они в паре рождают третью, которая и способна строить храм разума в материальном мире — то есть, приносить целое божественное начало, что способно объединить противоположности.

В психологии с этими тремя царствами, “душами”, соотносятся ощущения(тактильность, вкусы, обонятие, слух и зрение), эмоционально-чувственный и ментальный план, соответственно. Если перенести это на мир механики, то чувствующая душа получается водителем, всевозможные датчики, электронные элементы управления, компьютер — это жива, а программное обеспечение компьютера, прошивка — мудрая душа. Сам же автомобиль с его механическим устройством — это тело.

Кратко рассмотрим утверждение в традиции про устройство матрешки тел для достаточности понимания методики работы с западком. Мастера из народной традиции утверждают, что это устройство вполне можно научиться видеть напрямую, без представления в своем воображении подобного, и мало того, видеть это стоит учиться, чтобы не работать вслепую. Пока же для реферата придется довольствоваться описанием, а не прямым виденьем. С точки зрения традиции, душа — это одно из тел матрешки, которое сохраняется после телесной смерти человека. Она способна воспринимать из этого чуждого материального мира только его отпечатки в среде сознания, и поэтому не отличает образ из действительности и воображенный с придумками. Для души по восприятию будет одно и то же — находиться в материальном теле и в действительном мире или же в воображенном мире и воображенном образе себя. Чтобы повлиять на действительное тело и заставить его двигаться, необходимо простроить правильные образы действия. Они же воспримутся призраком, одним из последних промежуточных тел. Это тело электрической природы, а значит оно произведет электрические разряды по нервным волокнам, что сократят мышцы и совершат телесное движение. При этом душе необходимо предварительно подумать, то есть — пожить в воображаемой копии мира, где необходимо учесть законы существования в этом мире, текущее расположение сил и препятствий. Совершив предполагаемое действие образом себя в этом мире, с учетом своего текущего состояния, умений. Далее посмотреть на последствия такого действия и насколько возможно достижение желанной цели через придуманный план. То есть, чем лучше восприятие действительности (виденье мира и себя), тем точнее будут результаты. Справедливости ради, стоит отметить, что не всегда душе необходимо думать, часто достаточно пользоваться уже придуманным собой или другими в виде образцов(готовых образов). Такое готовое хранится в образе мира, который находится в сознании вокруг тела, в нем же хранятся копии существующего, о чем душа знает, либо от прямого опыта, либо от других. Такая копия необходима душе по причине заключенности в тело, от которого она не может воспарить до всеобщего осмотра текущего мира и прилета в соответствующее место, требующее более детального восприятия. Приходится довольствоваться виртуальной копией, что всегда рядом, благо изменения в мире происходят все еще не молниеносно, и актуальность такой копии существует некоторое время. Это устройство и порождает иногда проблемы. С одной стороны мы можем безопасно в разудумиях погулять по виртуальному миру и подобрать оптимальный план. С другой стороны существует механизм переключения от представления к прямому восприятию действительности (пресловутое “здесь и сейчас”). Но по сути, что первое, что второе, душа может воспринять только через образ сознания, что является одним и тем же для нее. И если умение различать представляемый образ от реального, прямого восприятия действительности, начинает сбоить, у души для выживания в этом мире возникают большие проблемы.

К тому же, в любом случае — у нас не идеальная, постоянно устаревающая копия мира, да еще и не идеальное знание и восприятие своих тел и возможностей. Тогда продукт думанья приводит к действиям, которые неточны, неточности же приводят к столкновениям с препятствиями мира, что разрушают матрешку тел, и душа сталкивается с болью. Боль позволяет уберечь тела от разрушения, то есть — продолжить свое участие в “игре” воплощения.

Это еще не все проблемы) Понятно, что, поскольку мир постоянно меняется и мы также, приходится устаревшие образы мира и себя “снимать” и отодвигать условно за спину — такая себе покадровая лента миров. Поскольку душа живет во многомирном мире, иногда в зависимости от места пребывания (либо мы среди друзей, либо врагов, либо определенного общества), приходится доставать конкретный образ себя и этого мира, и вести себя соответственно им. Можем себе представить сложность этого механизма и последствий, когда он начинает сбоить. Ведь нужно не ошибиться в мире, да еще и в соответствии времени(достать не устаревший). И еще раз: душа не отличает боль из прошлого мира, который живет уже в памяти, от текущей действительности. Именно поэтому, даже если мы уходим из мира и начинаем “ничего не делать”, поднимаются пласты прожитого, их боль вполне для нас действительна, мы сталкиваемся с душевными страданиями. В народной культуре считалось, что это непрощенные миры, где в образах запакована наша сила и не усвоенный опыт, упаковочным клеем же является боль. Такие образы тяжелые и держащие душу в плену. Погружаясь в них, мы можем распаковать свою силу и освободиться. Это возможно, только развязав узел ниточки действительности. Так добываются знания, которые мы не усвоили. Усвоение приводит к разгоранию душевного огня, что сжигает боль и наполняет светом тот мирок(образ в сознании). Полностью прожженный мир, называется светлым, он больше не тяготит и не держит в плену, а его прохождение дает нам новое свойство — мы становимся совершеннее и ближе к Всевышнему, в мирах которого мы выбрали учиться.

Понимаю, что все получается не так просто, как хотелось бы. Но пока я не вижу, возможности донести понятие западка более просто. На этом этапе можно сказать, что западок — это неосознанный провал в образ непрощенного мира, который не является текущей действительностью. Человек оказывается там, а его хозяйство (как матрешки тел, так и освоенных частей материи действительного мира) оказывается в распоряжении тех, кто находится рядом.

Возвращаемся к устройству матрешки тел в текущем мире. Считалось, что вокруг души находится вихрь постоянно вращающегося сознания. Этот вихрь называли кутанка или вертанка, или капуста, а в ней же вращаются образы миров находясь на разных орбитах, которые звали в народе лопотями, листьями. Чем более часто приходится возвращаться к определенному образу в повседневной жизни, тем на более близкой орбите обитает образ. В состоянии “здесь и сейчас” душа смотрит на этот мир через вращающиеся лопоти, это дает возможность реализовать механизм узнавания. Эти вращающиеся ожерелья миров, если они светлые, дают возможность видеть действительность очень ясно. И осознанно выбирать один из образов на ожерельях, если он хранит полезные знания об узнанной части мира, и есть время войти в образ и подумать из него. Если же они темные и тяжелые, то там достаточно силы, чтобы втянуть в себя. Так душа оказывается в мире и воспринимает действительность в соответствии этому миру. Становится понятно, что для нее действительность такой и является, ведь она начинает воспроизводить вокруг себя этот мир через свое поведение. Она как будто творит действительность для себя вокруг, ведь людей можно, например, разозлить и привести в соответствующее тому миру состояние. Это коварная ловушка. Так все вокруг становятся козлами и врагами. Только достаточно осознанный человек, что столкнулся с таким замутненным восприятием мира, может заметить странность отношения к себе окружающего мира и его к нему. Вынырнуть оттуда, остаться в себе и в действительности — это еще та задачка. Ведь каждый из нас считает, что он находится в “здесь и сейчас”, даже если мы понимаем, что у человека сейчас свой мир и он нас не видит. Так действительность может оказаться всего лишь “нашей действительностью”. Я думаю именно эту проблему называли майей в индийской культуре. Эта проблема раскрывает ценность человеческих отношений, ведь так у нас появляется шанс рядом друг с другом выйти в действительность из своих собственный ловушек. Если у нас есть человек рядом, с которым мы ставим подобную задачу, это очень ценно, но если есть группа людей, которые стремятся друг к другу и к действительности, то эта ценность растет в геометрической прогрессии. Но справедливости ради стоит понимать, что в группе и сложность контакта, и нагрузка, и возможность “сфилонить” растет соизмеримо с количеством участников.

Из этого становится также понятно, почему идет такая война за внимание людей. Ведь если привести достаточно большую группу людей к общему мировоззрению и восприятию мира, то они и будут действительность преображать в соответствии с ним. Чтобы собрать много людей вокруг себя и преобразить действительность к такому образу, нужно обладать большой силой влияния. Считалось, что это творили боги. А противостояние мировоззрений является ничем иным, как битвой богов.

Так вот, такие непрощенные миры существуют во многих видах. От вида зависят состояние, восприятие, осознавание, поведение человека. Западок — особый непрощенный мир, попробую описать именно его.

Данный механизм зарождения западка взят именно из виденья мазыков, у которых учился Шевцов А.А. Немного познакомившись с многомерностью и многомирностью устройства сознания, становится ясно, что нам довольно часто приходится выживать, не присутствуя в действительности. Что же позволяет не терять наши земные тела, которые являются одновременно и ловушкой-тюрьмой и большим даром? Это становится возможным благодаря душе-Живе, которая живет у человека в животе, знает этот мир и имеет свой разум. Ее задача удержать дух в себе до окончания договора на воплощение. Поэтому любые пробои в матрешке тел чувствующей души заделываются ею, чтобы удержать дух и не дать ему сбежать обратно домой. Поэтому все возможные травмы, болезни, пугающие события или события поражающие привычное восприятие мира, когда “душа-водитель” “убегает в пятки” (происходит, так называемая, потеря сознания), обрабатываются живой. Душа на время выходит из тела в некий пробой, оставаясь привязанной к телу все еще. Этот пробой жива заделывает специальной затычкой, состоящей из боли, как вещества. И эта затычка по своей природе пустотная, и способна быть ловушкой духу, подобно тому, как тело младенца становится засасывающей ловушкой для чувствующей души при рождении. Поскольку восприятие пишет происходящее постоянно в образы, то в такой момент записывается процедура “выхода” из тела. Дальше при этом, пока душа отсутствует со своим сознанием вне тела, в пару живы записывается все, что там происходило в это время. А так как дух всепроникающий для материи, то этот участок сознания будет освоен духом, что находился рядом в тот момент. Вернувшись в тело, чувствующая душа не замечает, как в ее хозяйстве оказался троянский конь. Это подобно вирусной программе в компьютере автомобиля, что срабатывает в определенных условиях, и соответственно водитель сталкивается с не таким поведением своего автомобиля, как он ожидал. При этом не всегда этот чужой дух стоит воспринимать, как злой и намеревающийся вредить, это вполне может быть случайный узник, который просто сбоит “программу управления автомобилем” не по своей вине.

В народной культуре считалось необходимым стать хозяином самому себе, освоить все то, что принадлежит конкретной душе, ближе всего такому хозяйству является тело и его сознание. Для этого производилось действо кресения. Происходит слово от названия огня, креса, который обитает в верхнем царстве. Тут, я считаю, необходимо пояснить, что Вселенная с точки зрения народных культур многомерна и многомирна. Одна среди стихий, из которых состоит Вселенная, называется огонь. Огонь тесно связан со светом. По одним версиям считается, что это одно и тоже, по другим — одно качество или свойство другого, по третьим, что это родственные стихии, сопровождающие друг друга. Каждая из трех душ включает в себя и приводит в мир земли свой вид огня. Душа мудрая приводит крес, которым можно осветить(или освятить) синим огнем все закоулки своего сознания и его освоить своим духом. Это как перепроверить весь программный код прошивки, что зашита в компьютер нашего автомобиля, и избавиться от вирусов и участков кода с ошибками. Иногда мы можем это сделать сами, а иногда нам нужен “специалист-программист”, которого в глубокой древности звали крестным. Раньше такие жрецы жили в селениях славян и выполняли такую работу в ряду со своими повседневными задачами земледелия или охоты. Позже новая власть на нашей территории эту традиционно знакомую роль перенесла в христианство. Только название крестный произошло не от процедуры крещения, а было еще задолго до прихода христианской религии. Хотя процедура крещения водой тоже похожа на освящение/освещение неким светом определенного духа, что не имеет животного тела, а находится в телах прихожан церкви. Так что все эти сходства в названиях неспроста. И как мы знаем, мифы содержат в себе несколько слоев скрытых смыслов, к которым необходимо иметь ключи входа, чтобы понять их суть.

Вернемся к самой процедуре кресения. Иногда бывает, что самому не хватает сил или знания(виденья) провести в своем сознании обход крестным огнем. Кстати, тут можно вспомнить и такую процедуру древности. Когда в селе происходило что-то странное, собирались жители и во главе со жрецом делали обход с огнем. Традиция сохранилась и в более поздние времена, только вот новая власть видоизменила привычное на крестный ход со знаменами Христа-спасителя и иконами в руках. Так вот, тут мы соприкасаемся еще с одной стихией или средой мироустройства — силой. И, соответственно, каждое из царств добывает и потребляет определенный вид силы, которой может не хватать для процедуры кресения крестнику. Именно крестником назывались древние клиенты психотерапии:). Если мы задумаемся и вспомним свой жизненный опыт, то убедимся, что и вправду сталкиваемся с разными видами усталости в своей жизни. Мы устаем по-одному от тяжелой работы и от интенсивного телесного восприятия ощущений. Совсем по-другому — от эмоциональных(душевных) переживаний. Свой вид усталости имеет и умственная работа. Об этих трех силах и огнях также упоминали древние греки. Так что за этими схожестями устного фольклора, мифов, и древних научных (да и современных) работ, можно заподозрить, что объектом наблюдения исследователей разных эпох были одни и те же реально существующие явления или объекты.

Понимаю, что приходится упоминать общую процедуру кресения, а не только узкую специфику “психологической травмы”, под названием “западок”, и метод работы с ней.

Когда приходил крестник к крестному в древности, это считалось процедурой священнодействия. Для этого необходимо было обустроить алтарь. Делалось это не обязательно буквально с применением неких предметов. Он скорее разворачивался в общем сознании двух участников. Между ними составлялся договор, в котором признаком доброго тона, как и в современной психотерапии, считалось работать на силе крестника, а не на энергии “древнего психотерапевта”. Да, иногда крестный “поддавал огоньку и своих сил”, чтобы прорваться в работе, но было это в порядке исключения, ведь человеку дальше жить в соответствии со своим умением добывать силы из мира, а его новое устройство сознания перестроенное на силе другого человека могло бы хозяина погубить. Это как сдать автомобиль на ремонт и получить его обратно с увеличенным литражом вдвое — вроде, как ехать веселее, только вот финансового здоровья может не хватить на содержание нового железного коня. Договор также содержал пункт, что идя в неведанный мир, крестник возьмет с собой клубок, конец которого крестный будет держать в своих руках и подстрахует в этом мире, из которого начинается поход за частью себя, заключенной в другом мире. И при первой же команде крестного вернуться, крестник обязуется подчиниться немедленно и беспрекословно, избегая сумасшествия. Считалось, что устно данное слово магически закрепляло крестника в этом мире за алтарем, где оставался красный.

Шаги кресения:

  1. Выстраивание отношений (доверие и общее мировоззрение).
  2. Прояснение запроса и составление договора.
  3. Проверка наявности первой базовой силы — желания жить. Сразу прорабатывался ток ее восстановления, если она куда-то пропала, или же предлагалось прекратить питаться, лечь дома и ждать кончины (довольно провокационный метод, с целью пробудить обратно такое желание).
  4. Вход крестника в состояния искренности, позволения(пусть происходит все, что идет изнутри без любых сдерживаний — позволение себе сумасшествий, которые останавливаются при первых же требованиях крестного в соответствии с их договором), котения/самоката (никаких фильтров от сознания к словам и действиям), вопрошания (крестник должен сам себе задавать вопросы и стремиться в первую очередь сам разгадать свою проблему в себе).
  5. Крестный начинает следующие шаги:
    • включенно слушать и наблюдать за крестником в его поиске проблемы через одновременно три царства — через свои органы чувств(слух, зрение, телесных ощущений), наблюдая за своим душевным откликом(эмоциями) и отслеживая логику в изъяснениях — этот процесс назывался ворошением, явно взятый и процедуры распушивания сена вилами для просушивания от влаги, когда происходит некий “дзынь”, если в сене находится гвоздик, столкнувшийся с зубчиком вил;
    • находя странности и фокусируя внимание крестника на них, проводить его в найденный непрощенный мир, то есть проводить тропление (этот термин взят из охоты, где зверя, след которого взяли, тропят);
    • найдя логово зверя( он же — корень проблемы), производится очищение огнем — то есть, кресом производилось осознавание, дрежей(душевный огнем) сжигались переживания, и дуличом(живым огнем) перепаливалась боль;
  6. Дальше крестник отпускался, и он должен был проверить результат работы жизнью — проблема больше не должна была проявляться в его жизнедеятельности.

Во время действа кресения крестный прислушивается к своему восприятию котения крестника, к своим собственным состояниям рядом и реакциям мира в этот момент. Замечая странности, он в них всматривается и распознает по неким критериям то или иное поражение сознания, известное ему. У западка следующие критерии:

  • помутнение сознания у крестника, при этом это может происходить даже у крестного;
  • яркие телесные реакции крестника, характерные бессилием, тошнотой, невыносимостью и прочими странностями;
  • качество восприятия и осознавания у крестника значительно ухудшаются;
  • звучание у крестника меняется и становится нехарактерным для его обычных состояний;
  • поведение крестника меняется, оно может быть вообще не характерным для него, либо не характерно его возрасту.

В случае западка, крестный на этапе ворошения ищет так называемый торшак сознания, или ввьёрт, или втек, если просто, то вход в непрощенный мир западка с чужим духом. Это может быть слово, конкретный тембр голоса, падение света под определенным углом, место на теле, состояние человека рядом или комбинация подобных составляющих. Именно на такой вход крестный и охотится в ворошении.

Дальше задача крестного сжечь помеху по лучинам. Лучина — это щепка от бревна. Это означает, что бревно нужно расколоть на мелкие щепки, при этом их размер должен быть достаточно малым, чтобы хватило внутреннего огня(внутренних сил) крестника на сожжение такой лучины. Этот способ назывался ”щипать по лучинам”. В современном мире есть подход работы с большими задачами, этот подход называется “карпаччо из слона”, который подразумевает, что даже слона можно съесть, если разрезать его на мелкие кусочки и кушать их по очереди.

Для измерения объема помехи используется “количество вдохов души”. Считалось, что физические вдохи связаны с тонкими вдохами души и их протяженность приблизительно одинаковая. Объем образов разумом измеряется именно этими вдохами. И если задать вопрос: “Сколько необходимо вдохов, чтобы пройти непрощенный мир?” и ввести человека в разум (например, довольно сильным хлопком, чтобы он немного испугался), то в этот миг, прислушавшись к себе, можно услышать от разума сколько там вдохов. Такой ответ слушает и крестный, и крестник. И если крестный получает ответ от крестника, соответствующий тому, что слышит он, при этом у него на душе спокойствие, то считается, что объем помехи удалось добыть и на эти данные можно опираться в работе. Предполагалось, что обычный человек способен справиться со своей помехой сам, если она до трех вдохов включительно, если больше, то скорее всего понадобиться крестный или вообще круг кресения(от двенадцати человек и кресный для обеспечения достаточного объема общего сознания и сил).

Первое, что крестный просил добыть — это детали мира, которые необходимо “развесить” на алтаре — это место нахождения, возраст, время года, время суток, во что одет, что рядом, кто рядом. Под “развесить” подразумевалось, что крестник, слушая себя, когда терапевт резко хлопал в ладоши, добывает ответы на такие вопросы. А дальше указывает вокруг себя приблизительную географию, что и где находится вокруг него в его представлении из того мира. При этом терапевт внимательно слушал свои ощущения и отзывался в тех случаях, когда ему казалось, что крестник начинает обманывать и себя, и крестного, или не осознает какую-то важную деталь.

После чего крестный брал слово, что, войдя в этот мир через хлопок как команду, крестник будет строго придерживаться только определенного вида восприятия, и будет выходит по первому требованию на хлопок крестного. Так предлагалось, войдя в него, сначала воспринимать только телесные ощущения. Дальше только слова и звучания. Потом только картинки. Или, например, только чувства. Терапевт внимательно следил за уровнем сил клиента и возвращал его обратно, давая время отдохнуть и набраться сил для продолжения работы, пока канал восприятия один за одним очищался и давал легкость. В определенной периодичности производился хлопок и задавался вопрос: “Сколько еще вдохов замутненных осталось?". Так шаг за шагом образ становился светлым, и все произошедшее было осознано, урок взят, боль сгорала, а чужой дух освобождался из этой западни. При этом свой осваивал этот образ как часть хозяйства, которой придется хозяйствовать в сознании души.

Когда приходила легкость, уходила муть, звучал на хлопок звонкий ноль по оставшимся вдохам для обоих, крестный отпускал крестника в мир, чтобы он проверил работу жизнью, не вылазила ли помеха дальше в определенных условиях. Так и терапевт, и клиент проверяли себя и свой союз, насколько они искренни с собой и не обманулись.

Как видим, древняя техника в чем-то похожа на сегодняшний гипноз. Она отработана тысячелетиями и была сохранена и передана как часть традиции. Да, для ее освоения нужны время, усилия, терпение и определенный образ жизни крестного. Но также общность людей, живущих одним мировоззрением и способных приходить на помощь друг другу, когда член общины сталкивается с объемами задачи, где нужна помощь группы.